ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ [ВЫХОД]
Информация МОБУ Лицей № 6
о работе по организации совместного обучения детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации
государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
В настоящее время в МОБУ Лицей № 6 реализуется государственная политика по созданию условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития и рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий равного доступа к качественному образованию, обеспечение совместно обучения детей-инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений в развитии. Необходимым условием реализации указанной цели является создание в общеобразовательной организации универсальной безбаръерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательной организации специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. № 297 в 2014 году Соглашением от 10.09.2014г. между Министерством образования Республики Башкортостан и Администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан «О предоставлении в 2014 году муниципальному району Мелеузовский район Республики Башкортостан субсидий, источником финансового обеспечения которых является федеральный бюджет, на проведение мероприятий по формированию в муниципальном районе сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей инвалидов», МОБУ Лицей № 6 были выделены денежные средства в сумме 2079972 рубля, в том числе за счет средств федерального бюджета 1455980 рублей, за счет средств бюджета Республики Башкортостан 623992 рубля.
Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.
При обучение детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Информация по МОБУ Лицей №6:
В 2022-2023 учебном году в МОБУ Лицей № 6 наряду со здоровыми детьми, обучаются в общеобразовательных классах дети с ограниченными возможностями здоровья, среди них 16 – дети-инвалиды, 32 – дети с ограниченными возможностями здоровья.
Паспорт доступности здания по ул. Бурангулова, д.11
Паспорт доступности здания по ул. Ленина, д.73
Задачи организации доступной среды в рамках МОБУ Лицей № 6:
· развитие инклюзивного образования;
· создание безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
· создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
· формирование доступной среды.
В МОБУ Лицей № 6 (здание по ул. Бурангулова, 11), реализующем программы общего образования, в 2014 году созданы необходимые условия для совместного обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. За счет выделенных средств созданы условия, обеспечивающие комфортную атмосферу для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху, зрению и опорно-двигательному аппарату.
Создание в МОБУ Лицей № 6 универсальной безбаръерной среды
для беспрепятственного доступа.
♦ Сделан капитальный ремонт. Ремонт сделан ИП Торосян Д.М. за счет средств Российской Федерации на сумму 793 432,80 рубля. Расширены дверные проемы, установлены новые двери, произведен демонтаж дверных порогов, замена напольных покрытий.
http://www.liceum-6.ru/o-nas/dostupnaya-sreda#sigFreeIde0abc6ecb3
Оборудован пандус в соответствии с нормами.
http://www.liceum-6.ru/o-nas/dostupnaya-sreda#sigFreeIde84e9832f8
Санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов с сантехническим оборудованием.
http://www.liceum-6.ru/o-nas/dostupnaya-sreda#sigFreeId7a4b911527
Устройство сенсорной комнаты, кабинета лечебной физкультуры, кабинета логопеда.
Оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием.
♦ Закуплена регулируемая школьная мебель за счет средств РБ на сумму 176 480,00 рублей.
♦ Оборудован зал ЛФК спортивным оборудованием за счет средств Российской Федерации на сумму 317 206,00 рублей.
http://www.liceum-6.ru/o-nas/dostupnaya-sreda#sigFreeId43c436b454
♦ Приобретено оборудование за счет средств РФ и РБ для кабинета с логопедиче-
ским направлением и сенсорной комнаты «Космос» ООО «Умка» на сумму 535791,33 рубля.
Сенсорная комната – действенный немедикаментозный метод снятия нервного и мышечного напряжения, восстановления работоспособности. Периоды эмоционального напряжения, даже самого сильного, не опасны для здоровья человека, если они завершаются активным отдыхом, расслаблением, положительными эмоциями.
В ходе работы в сенсорной комнате ставятся следующие задачи:
Оборудование сенсорной комнаты составляют медленно перемещающиеся неяркие световые и цветовые эффекты, различные тактильные и вестибулярные раздражители, релаксирующая музыка, ароматические масла (при отсутствии противопоказаний) – все это воздействует на разные органы чувств посетителя сенсорной комнаты.
Сенсорная комната востребована и у учащихся, не имеющих явных проблем с поведением, общением, учебой: ребята просто хотят в середине дня восстановить силы, расслабить глаза, побыть в уединении.
Посетить сенсорную комнату можно на больших переменах, длящихся по 20 и 25 минут, а также после окончания уроков. Для учеников с посещение сенсорной комнаты на больших переменах – возможность отдохнуть и получить заряд энергии, чтобы с новыми силами продолжить день.
В оборудование сенсорной комнаты включены:
http://www.liceum-6.ru/o-nas/dostupnaya-sreda#sigFreeId0461b9bce7
С помощью пузырьковой колонны, можно узнать, какой цвет особенно приятен сейчас. Можно модифицировать вопрос: какой цвет был бы приятен час назад или вчера? Дотрагиваясь до разных поверхностей, дети описывают ощущения.
Колонна может менять цвет, реагируя на звуки или касания, что вызывает у учащихся особую радость. Добиться максимального успокаивающего эффекта можно, если колонна работает в полной тишине, когда хорошо слышен звук поднимающихся пузырьков.
Оптоволоконный напольный ковер.
Зеркальный шар, закрепленный на потолке и направленная на него световая пушка.
Сухой бассейн.
Сухой бассейн заполнен мягкими прозрачными шариками, которые подсвечиваются мини-прожекторами с низковольтными источниками света. Шарики создают эффект массажа, снимают мышечный тонус, помогают ребенку расслабиться.
http://www.liceum-6.ru/o-nas/dostupnaya-sreda#sigFreeId5d1b3d01b6
Мягкие пуфы, принимающие форму тела.
♦ За счет средств Российской Федерации приобретено компьютерное и интерактивное оборудование для учащихся с ОВЗ на сумму 257 061,87 рубля у фирмы ООО «Информтех»
http://www.liceum-6.ru/o-nas/dostupnaya-sreda#sigFreeIda6b1bbdd25
Кадровое обеспечение
Организация проведения курсов повышения квалификации для педагогических работников по вопросам инклюзивного образования «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях».
♦ Прошли курсы повышения квалификации по вопросам коррекционной педагогики 34 педагогических работника, что составляет 53% от общего количества педагогов.
Образовательная среда включает в себя не только материально-технические условия, но и создание благоприятного психологического климата для детей с ОВЗ, создание условий для их социализации.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.